Памятка для родителей для мотивации детей к учебной деятельности

(Рекомендации детского телефона доверия)

Обучение детей в школе для каждого родителя является одним из самых важных и значительных показателей развития ребенка. К выбору школы, подготовке ребенка к школе родители относятся ответственно и добросовестно. Но в процессе обучения ребенок теряет интерес к учебным занятиям, снижается успеваемость, появляются пропуски не по уважительным причинам, у некоторых детей совсем пропадает желание посещать школу. Что же происходит с нашими детьми? Детский телефон доверия на основе наших проведенных консультаций с детьми и родителями, подготовил для вас, уважаемые родители, памятку для повышения учебной мотивации.

Сначала поговорим немного о причинах:

* Несоответствие реальных возможностей и уровня развития ребенка требованиям учебного заведения.

* Желание у школьников пропадает, когда в усвоении предметов у ребенка появились пробелы.

* Часто ребенок отрицательно относится к учебе из-за неумения подчиняться правилам и требованиям в школе.

* Причиной нежелания учиться могут служить конфликты с одноклассниками и/или учителями.

* Завышенные ожидания родителей.

* Снижению заинтересованности к учебе способствует излишняя критичность родителей к своим детям.

Проведите анализ по своему ребенку, найдите именно вашу причину снижения мотивации к учебе, и поработайте над ней, сами или с помощью специалистов, психологов на детском телефоне доверия 8 800 2000 122.

Мы предлагаем рекомендации для "оживления" интереса детей к учебной деятельности:

1. Самое главное и основное – "включить" себя или "развить" у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.

2. Проводите подготовку ребенка к школе ежегодно (в зависимости от возраста ребенка), но она должна быть комплексной, то есть по всем направлениям: интеллектуальная - буквы, цифры, правила, даты; физическая – спорт, движение; психологическая - общение, модели поведения в трудной жизненной ситуации. Очень важно научить детей общаться, дружить со своими сверстниками, также детей необходимо научить, как решать проблемы (не самим за них решать), помочь, подсказать, что надо сделать, вместе с ребенком обсудить сложную ситуацию и поискать пути ее решения (не сможете сами, обратитесь к нам).   

3. Учите детей ставить и достигать цели: что он хочет в жизни или в ближайший год – это цель, обсудите и пропишите шаги достижения (этапы) – это будет план, посмотрите на ресурсы: внутренние – достоинства вашего ребенка, которые помогут достичь цели и внешние, чем он может воспользоваться при реализации цели.

4. Повышайте уверенность в себе у ребенка: важно! ваше умение критиковать и хвалить, критика не должна быть уничижительной и оскорбительной, должна быть за конкретное действие, а не за сумму деяний, а хвалить ребенка надо всегда, когда он достигает какого-либо успеха, иногда даже незначительного.

5. Развивайте настойчивость собственным примером (расскажите своим детям, как вы достигали успеха) + поощрением.

6. "Одушевление", "очеловечивание" предмета изучения (это не просто природоведение, а познание мира, не просто физика или химия, а процессы взаимодействия) + развитие любознательности (иногда и своим примером можно заинтересовать ребенка).

7. Расширение сферы знаний (по запросу ребенка, а не по тем направлениям, которые вы не смогли позволить себе в своем детстве: кружки, секции, энциклопедии и т.д.), перевод знаний в умения и навыки (практическое использование в жизни).

8. Любим, поддерживаем, понимаем, выслушиваем – это сопричастность, внутренняя включенность в ребенка (не смешивать с гиперопекой).

9. Отношение к познанию через стимулирование: до 7 лет – мы всегда поощряем   детей, и когда пошел, и когда заговорил, выучил стишок, нарисовал что-то, но и после 7 лет – важно разделить ответственность (родитель, ребенок, школа) и определить зоны взаимодействия.

10. Структурирование времени: режим дня, недели, месяцев, лет! Нет четкого режима, не будет порядка в жизни ребенка и сейчас, и во взрослой жизни.

11. Помогайте своим детям с планированием занятий и распределение нагрузки (делу – время, потехе – час).

12. Обучение обучению (домашние задания): фиксированное время, ответственность за невыполненное домашнее задание, поощрение и поддержка. В начале обучения или коррекции отношения к учебе - контроль, в отработанном режиме – самостоятельность ребенка. При невыполнении – санкции (заранее проговорить и неукоснительно соблюдать!).

13. Проведите анализ семейной ситуации: неблагополучие в семье, противоречивое воспитание, насилие, гиперопека, гипоопека. Сложная семейная ситуации также может вызывать у ребенка снижение мотивации к учебной деятельности. При необходимости пользуемся услугами специалистов: психологи на детском телефоне доверия 8 800 2000 122.

14. Создаем общие интересы внутри семьи (совместный досуг, домашние дела, общее хобби, ужины, праздники).

15. Создаем зону ближайшего развития (не делать за ребенка то, что он может сделать сам).

16. Контроль – должен быть как помощь, а не как контроль – давление.

17. Формирование навыка самоконтроля (проверка себя), иногда можно и через проверку родителей, или младших братьев и сестер.

18. Организуйте полезное общение со сверстниками (в живом режиме, в социальных сетях они и так общаются).

19. Важно освоить правильное сравнение ребенка (с ним самим, но вчерашним, а не с другими детьми).

20. Создавайте эмоциональный настрой при получении новых знаний: - "Да ты что?", "Вот это да!" своим удивлением, восторгом.

21. Продумайте систему поощрений, обсудите с ребенком.

22. Оценивайте успехи ребенка, радуясь и гордясь!!!! Акцент на достижениях, а не на неудачах.

23. Используйте метод "зеленой ручки" (красной ручкой в тексте отмечаются ошибки ребенка, пусть это делает учитель в школе, а дома вы зеленой ручкой подчеркивайте слова, написанные правильно, без ошибок, ребенок визуально будет фиксировать и запоминать правильное написание слова) и метод видоизменения заданий (на части), в тех случаях, если они объемны или сложны, по этапам, частям   ребенку будет легче выполнить.

24. Всегда отвечайте на вопросы ребенка, процесс познания нового – это интересно и важно для ребенка, да и вы сможете расширить свои знания и повысить свою компетентность, ребенок хочет гордиться вами так же, как и вы им.

25. Отследите, отрепетируйте свои реакции на плохие оценки в школе (для сохранения собственного "лица" и доверительных взаимоотношений с ребенком).

26. Поощряйте ребенка на рассказ о своих школьных делах, проявляйте заинтересовать его тревогами, заботами, интересами.

27. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми, НО! не для того, чтобы поругать, а помочь, там, где он нуждается в помощи.

28. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

29. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

30. В случае необходимости обращайтесь сами и положите на видном месте номер детского телефона доверия 8 800 2000 122, анонимно, круглосуточно, бесплатно с психологами можно обсудить, получить помощь и поддержку.